«Я под пальмой», «я и пирамиды», «я на фоне Колизея»… Как часто, беря в путешествие фотокамеру, мы рассчитываем наснимать целую галерею потрясающих видов, но вместо этого штампуем скучные кадры-клоны, которые даже самим смотреть не интересно. Обидно, но учиться никогда не поздно. Для вас несколько секретов компоновки кадра, игры с освещением, выбора объектов для съемки.
Казалось бы, современные фотоаппараты «снимают сами». Но в том-то и парадокс, что никаких умений не требуется только в обращении с копеечной «мыльницей». А к более продвинутым аппаратам нужен и более продвинутый подход. Причем, как говорят профессионалы, фотография относится к тем прикладным наукам, где отсутствие таланта до известной степени можно заменить усердием.
Первым делом, поборите первое искушение снимать все, что попадется под руку. Если у вас есть неделя отдыха – то время у вас еще будет.
Осмотритесь, отметьте для себя те виды и сценки, которые уникальны для данной местности. Сделайте пробные фотографии. Вернитесь на это же место в другое время дня или на другой день при другом освещении и повторите кадр. Вы будете удивлены, насколько разными окажутся ваши снимки, сделанные
при ярком дневном свете и в теплых лучах закатного солнца.
Самый красивый свет бывает именно утром и вечером, когда можно различить и небо, и свет в окнах домов. Самый резкий, способный поставить крест на любой фотографии, – в полдень, когда исчезают тени. Словом, старайтесь не вытаскивать камеру из чехла после 11 утра и до 4 дня.
При скучном свете или при пасмурной погоде можно использовать монохромную пленку. От черно-белого снимка игрушки, забытой на песке, или одинокой чайки на пирсе будет веять романтикой и ностальгией.
Полезная вещь в арсенале фотографа, даже любителя, –
штатив. Необязательно, чтобы это была громоздкая тренога – подойдет и карманный малыш с произвольно гнущимися ножками. Весит такой граммов 200, а преимуществ имеет много. С него можно делать очень красивые вечерние фотографии с длительными выдержками (при съемке с рук фото будет размытым из-за малейшего дрожания). Можно также делать ночные кадры, а также снимать самих себя, настроив на камере таймер.
Возьмите не заметку и то, что течение воды интереснее снимать тоже на долгих выдержках, потому что тогда она превращается в тонкую шелковую ткань. А вот
брызги водопада лучше «ловить» короткой выдержкой. Как и любые другие быстро движущиеся предметы.
Постарайтесь подсмотреть
«сценки из жизни». Даже в сугубо туристических районах непременно найдутся уголки, где протекает будничная жизнь местного населения. Фото из таких мест практически всегда получаются колоритными и необычными.
В «старом городе» любого европейского мегаполиса можно поймать в объектив этюд из местной жизни на фоне любопытного строения. Такой кадр, несомненно, будет очень ценным. Другое занимательное место – рынок, особенно если вы путешествуете по восточной стране, где блеск и краски рыночных площадей соседствуют с обшарпанными трущобами. Контраст – это также один из секретов интересного фото.
Еще лучше – если вам разрешат
сделать портреты. Листая журналы по фотографии, почти на всех снимках из разных уголков света мы увидим людей. Причем это будут кадры не из серии «я под пальмой» герои здесь почти никогда не смотрят в камеру – они просто живут своей жизнью. Для того чтобы снимать людей, следует либо побороть в себе застенчивость, либо приобрести длиннофокусный объектив, чтобы фотографировать издалека. Только будьте очень осторожны, если хотите запечатлеть человека без его разрешения. «Щелкнув» полицейского в Риме, вы рискуете провести несколько часов в участке, а сняв туземца в сердце Африки,
придется платить выкуп за кражу его души.
И не забудьте про вечерние шоу, которые часто на курортах включены в развлекательную программу. Это еще одна возможность сделать запоминающийся кадр – сфотографировать
танцоров и певцов в ярких экзотических одеждах. Подходите как можно ближе к объекту съемки, по возможности избегайте пользоваться вспышкой. Есть вероятность, что мерцающие огоньки на фото превратятся в светящиеся линии (из-за длительной выдержки) – но в этом тоже есть шарм.
Не менее важно грамотно построить кадр, то есть удачно расположить относительно друг друга объекты съемки. Улыбающаяся
физиономия в центре кадра – самая распространенная ошибка. Правильнее расположить предмет съемки немного сбоку. Еще один способ выдержать композицию – это постараться, чтобы в кадр не попадали никакие посторонние предметы, особенно если эти объекты выглядят скучно и не несут никакой смысловой нагрузки. Правда, использовать это правило нужно без фанатизма. Такие детали, как, например, припаркованные автомобили могут как испортить кадр, так и придать ему очарования.