Пришла осень, народ вернулся из отпусков домой, и настало жуткое время отпускники зазывают в гости знакомых рассказывать, как они отдыхали и просматривать тонны фотографий, которые сделаны по одному и тому же шаблону. Сюжетов, как правило, 3-4-5 и они банальны до зубовного скрежета:
1. «Я в Милане!» (Париже/ Каире/ Бобруйске) в центре фотографии изображен сам турист, с идиотской улыбкой стоящий рядом с урной, и где-то вдали виднеется крыша Дуомо или Эйфелева башня или кусок пирамиды. Встречается разновидность, где весь кадр занимает исторический памятник, на фоне которого мелкой мушкой маячит турист, неотличимый от тысячи таких же отдыхающих, толпящихся рядом.
2. «Галя на море» (на пляже, на закате, на авторе но эта уже показывается только самым близким друзьям и после большого количества пива) на фотографии берег моря, на фоне которого стоит/сидит/лежит симпатичная/синяя «Галя» в купальнике/или без, если фотографу повезло побывать на нудистском пляже. В 90% случаев «Галю» по шее режет линия горизонта.
3. «Небо!» (Закат, Восход, Облака и, особенно удачный кадр Солнце!) на фотографии небо, иногда тучи или диск солнца/луны. Чаще всего все это расцвечено в фотошопе в дикие цвета в попытке передать «неземную» красоту мест, где удалось побывать туристу. Снимается обычно по пьяни или с похмелья, так что цель все равно недостижима.
4. «Ночной Рим» (Лондон, Айя-Напа, Сочи) на фотографии ночная улица, по которой несутся до неузнаваемости размазанные длинной выдержкой машины. С одной стороны машины сияют белыми огнями фар, с другой красными стоп-сигналами. Встречается разновидность, скрещенная с первым типом, на которой размазанные дрогнувшей рукой фонари маячат над вампирским красноглазым лицом туриста.
Если у отдыхающих есть дети, то коллекция обычно дополнена пятым вариантом
5. «Любимое Чадо» на фотографии Много Песка и бедро с пяткой уползшего младенца, или открытый рот и зареванная рожица ребенка постарше, которого пригрозили оставить без купания/мороженого, если он немедленно не замрет и не будет позировать родителям.
С распространением цифровых фотоаппаратов масштабы бедствия увеличились как минимум, раз в 10. Снимают всё, на что падает глаз, а расплачиваться за это приходится операторам мини-лабов и несчастным гостям, которые тоннами рассматривают совершенно одинаковые и ужасные фотографии.
А ведь избежать стандартных кадров и ошибок туриста-фотографа легко, стоит запомнить несколько простых правил:
1. Не располагайте горизонт посередине кадра, избегайте вертикальных и горизонтальных линий, делящих кадр пополам. Лучше всего, если линия горизонта делит кадр примерно 1/3 или 2/3. Снимаете пейзаж смещайте горизонт вверх или вниз относительно середины кадра, в зависимости от того, на чем именно ходите сделать акцент, на земле/воде или на небе.
2. Фотографируя пейзаж, оставьте в кадре что-нибудь, за что цепляется взгляд. Сюжетно важный объект постарайтесь расположить в одном из зрительских центров. Для того, чтобы вычислить их, разделите вертикаль и горизонталь кадра условными линиями на три равные части, точки их пересечения и будут искомыми точками.
3. Используйте окна, арки, ветки и так далее, чтобы обрамить сюжет. К тому же рамкой можно придать дополнительный объем кадру, а заодно скрыть нежелательные фрагменты и заполнить пустое небо.
4. Высокая точка съемки дает возможность охватить большее пространство и передать объем, а низкая позволяет подчеркнуть динамичность и глубину сюжета.
5. Снимая движущийся объект, обязательно оставьте в кадре место в направлении движения.
6. Для съемки портрета желательно быть ближе к объекту, чтобы ничего лишнего не попало в кадр. Есть три основных типа портрета в полный рост, «по колено» (американский портрет) и крупным планом. Портреты в полный рост обычно используются, чтобы показать человека в интерьере, показать окружающую атмосферу или на групповых снимках. Американские для съемки небольших групп, а крупные для одного человека.
7. Чтобы снять живой, динамичный портрет, попросите человека заняться чем-то, посмотреть чуть в сторону, последите за тем, чтобы свет падал не из-за спины фотографа (иначе он сделает фотографию плоской), а сбоку или сбоку-сзади. Следите за тем, чтобы линия горизонта не разрезала голову, избегайте колонн и фонарей, растущих из головы. Снимая портрет крупным планом, фотографируйте с уровня глаз. Снимая портрет в полный рост, держите камеру на уровне груди или талии, чтобы избежать эффекта «коротких ног».
8. Ночью нельзя снимать с рук. Если, конечно, турист не озаботился покупкой специальной камеры с системой стабилизации изображения. И не прихватил с собой штатив. Впрочем, если фотограф потащил с собой на отдых штатив, ему скорее всего не нужны советы для начинающих.
Если все-таки снимать ночью очень хочется, поищите специальные режимы съемок ночной пейзаж и ночной портрет, во многих фотоаппаратах сейчас есть такие функции. Портреты лучше делать, отойдя от человека объекты, снятые с близкого расстояния, искажаются, а вспышка выбелит лицо, не поможет даже длинная выдержка. Главное объект съемки должен застыть, точно памятник.
9. Снимая ребенка, стоит помнить о том, что добиться желаемого положения сложно, а главное, надолго ребенок неподвижным все равно не останется и снимок покажет вымученность и натянутость позы. Лучший способ этого избежать фотографировать, оставаясь незамеченным. Создать непринужденную атмосферу помогают игрушки или лакомства. Снимая детей, стоит почаще нажимать спусковую кнопку и не опускать камеру, даже когда ребенок повернулся спиной большое количество кадров поможет гарантировать, что единственный и неповторимый момент все-таки не ускользнул от внимания фотографа.
10. Еще одна хитрость смена ракурса. Опустив камеру на уровень ребенка, можно взглянуть на мир с его точки зрения, а снимая с максимально низкого положения, можно воплотить вечную детскую мечту поскорее вырасти хотя бы только на фотографии...