Началась реставрация Колизея

16 декабря 2013 -
Новость : Началась реставрация Колизея

Ежегодно около 5 миллионов туристов со всего мира устремляются в Рим, чтобы познакомиться с его памятниками античности. Среди них особое место занимает Колизей или Амфитеатр Флавия, который является не только символом города, но и всей Италии. В 1980 году он стал культурным достоянием ЮНЕСКО, а в 2007 году был включен в список «Новых семи чудес света».

Однако Колизей, который мы знаем сегодня, можно считать лишь жалким подобием своего былого великолепия, когда он, облицованный белыми плитами травертина, возвышался над городом, удивляя и поражая воображение древних римлян своими колоссальными размерами, стоявшими в нишах статуями в человеческий рост, мраморной отделкой внутренних помещений и расписанных фресками коридоров.

Долгое время считалось, что на арене Колизея приняли смерть первые христианские мученики и в память об этом событии в 1750 году при папе Бенедикте XIV в нем было установлено четырнадцать маленьких часовен, не сохранившихся до наших дней, которые составляли этапы «via crucis» и напоминали о страданиях и смерти Христа.

Большинство историков, тем не менее, склонны считать, что ни один христианин не погиб в Колизее, поскольку в период массовых преследований христиан при императоре Нероне... этого амфитеатра еще просто не существовало (казни происходили в цирке Нерона, на месте которого теперь расположен Ватикан). Строительство же Колизея началось в 70 году н.э. при императоре Веспасиане из династии Флавиев, уже после смерти Нерона и как раз на том самом месте, где находилось искусственное озеро его роскошного «Золотого дома». Веспасиан приказал осушить озеро и вернуть «узурпированную тираном» землю римскому народу.

Колизей торжественно открылся в 80 году при императоре Тите, сыне и наследнике Веспасиана. Празднества продлились сто дней. Во время них на арене нового амфитеатра погибли больше тысячи гладиаторов, было убито около 5 тысяч зверей.

С самого начала своего существования Колизей стал главным пунктом притяжения римского народа. Способный вместить от 50 до 70 тысяч человек, амфитеатр предлагал всем слоям городского населения утонченные (по тем временам) развлечения охоту на диких зверей или бои между животными утром, исполнение смертных приговоров в обед и самое захватывающее и любимое римлянами зрелище – сражения гладиаторов, которые происходили во второй половине дня. При этом каждое «представление», даже смертная казнь, сопровождалось такой роскошной сценографией, которой могли бы позавидовать лучшие театры мира.

Во времена Средневековья кровавые зрелища ушли в прошлое. Колизей был заброшен и превратился вместе с близлежащими Форумами в огромную площадку по добыче строительного материала. Многие из его белых блоков травертина пошли на строительство римских церквей и дворцов знати. Об этом теперь напоминают дыры в стенах, оставшиеся от крюков, державших плиты.

За Колизеем установилась дурная слава места, где обитают злые духи (возможно, потому что одно время там находилось кладбище). В своей «Автобиографии» скульптор Бенвенуто Челлини вспоминает о проведенной среди его развалин ночи, полной волнений и страха. Только в 1675 году в нем впервые прошли службы в память о христианских мучениках.

С момента своего создания Колизей не раз реставрировался. Дважды в него ударяла молния, провоцируя пожары. Несколько раз он становился жертвой землетрясений, обрушивших фрагменты его стен.

Реставрационные работы велись в нем и в первые годы после падения Римской империи. Например, одна из мемориальных досок свидетельствует о том, что в 508 году префект Рима Дечио Марио Венанцио Базилио отреставрировал его на собственные средства.

Возвращение интереса к Колизею как к ценнейшему памятнику античности относится к началу XIX века. После землетрясения 1806 года Раффаэле Стерн, руководивший реставрационными работами, пристроил к части падающих аркад кирпичную стену в виде подпорки, которая существует до сих пор.

Более серьезные и профессиональные работы провел в 1823 году известный архитектор Джузеппе Валадье, который возвел в некоторых местах новые арки, служившие опорой древним, абсолютно им идентичные.

В последующие годы в Колизее регулярно проводились работы, призванные сохранить то, что осталось от первоначальной конструкции. Однако наступление XX века с его массовым туризмом и увеличением транспорта, конечно, не способствовало улучшению «здоровья» этого известного пациента.

В последние годы ученые серьезно обеспокоены его состоянием: в Колизее насчитывается около 3 тысяч повреждений и трещин. Кроме того, в 2012 году обнаружено, что здание наклонилось на 40 сантиметров из-за возможной просадки части фундамента.

Нынешние реставрационные работы стоимостью в 25 миллионов евро, которые начались в далеко не легкие для Италии времена, весьма показательны, поскольку их финансирует не государство, а частная компания «Tod’s S.p.A.», специализирующаяся на производстве обуви, сумок и аксессуаров из кожи. Ее президент Диего Делла Валле выразил надежду, что реставрация Колизея – символа Италии – станет началом выхода страны из кризиса. С его точки зрения, государство должно уделять большее внимание охране своего художественного наследия и культурному туризму, что позволит создать в ближайшее время новые рабочие места и дать работу квалифицированной молодежи, которая сейчас вынуждена эмигрировать.

В ближайшие три года в Колизее будут заменены решетки между аркадами, которые закрывают его снаружи, отреставрированы северный и южный фасады, внутренние коридоры и помещения под ареной, открытые в 1938-1939 годах. Планируется поменять систему внутреннего оборудования и создать центр, который позволит вывести наружу обслуживающие организации. Спонсор также финансирует стипендии для ученых, которые будут заниматься исследовательской работой во время реставрации.

Хорошая новость для туристов Колизей все это время останется открытым: работы будут вестись постепенно, небольшими частями. В будущем знаменитый амфитеатр предстанет перед нами более светлым благодаря его очистке от смога и грязи, которая будет проводиться методом водного распыления.

Словом, Колизей обретет новую жизнь, подтвердив древнее пророчество: «Пока стоит Колизей, стоит Рим».

Ирина Баранчеева
Источник:  stoletie.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Интересные статьи

Новогодняя Москва: куда сводить гостя столицы?

Новогодние каникулы все ближе. А в праздники россияне просто не могут усидеть дома. И это чертовски правильно! Ну и что, что не получается махнуть в жаркие страны и встретить Новый год под пальмой? Путешествие в Москву для жителей нашей необъятной Родины, согласитесь, ..
Неромантичный Лондон

Говорят, Лондон похож на лоскутное одеяло – он очень разный, в одном месте один, а буквально через несколько метров уже совсем другой. И это правда. С другой стороны – разный, но жизненный. В жизни ведь тоже всего понемножку намешано. А еще в наших представлениях много ..
Туризм на конвейере

Промышленный туризм в западных странах — это не только модное развлечение, но и маркетинговый прием, этакий малозатратный способ привлечения внимания к фирме. Западные производства, кроме разве что секретных и стратегических, открыты для посещения. У нас же, с тех пор ..
Брюссель, когда там жара

Июньский Брюссель встретил нас 40-градусной жарой. «Такое здесь бывает, но не часто, всего два-три раза в год», — утирая пот со лба, сказал Николя, хозяин недорогого по брюссельским меркам пансиона, где мы остановились. Внешность у Николя самая романтическая: ему ..
Самый мокрый город на свете

В Венеции можно почувствовать себя героем не только шекспировской пьесы, но и фильма «Бриллиантовая рука»... А ты каталась на гондоле?! «В Венеции грязно, сильно пахнет сыростью, в каналах плавают пластиковые бутылки, а дома – обшарпанные и ветхие...» – такими ..