Нам не понаслышке известно, что такое Hyundai, Samsung и Kia. Мы справедливо полагаем, что южные корейцы — люди работящие. Какому еще народу под силу совершить настоящее экономическое чудо, вытянув страну из страшнейшей нищеты и в считанные годы приведя ее к благополучию и процветанию?
Мы ездим на их машинах, смотрим их телевизоры, но мало кто задумывается о том, что Корея все-таки не безликий поставщик автомобилей и электроники. Это еще и люди. Как они живут? Как одеваются? В какого бога верят? Оказавшись в Стране утренней свежести, удивляешься на каждом шагу, ведь образ жизни местного населения так непохож на тот, к которому привыкли мы в России...
Так учил Конфуций
В Корее мирно сосуществуют буддисты, протестанты и католики. Здесь по-прежнему популярен древний шаманизм. Но какому бы богу житель Южной Кореи ни поклонялся, он непременно свято чтит конфуцианские традиции, которые нашли отражение в жизни современного корейского общества. Такие, например, как главенствующая роль мужчины в семье, усердие в учебе, преклонение перед учителем — сонсенимом, уважение к памяти предков, безусловное почитание родителей и старших родственников.
Заглянувшего сюда заморского гостя не может не порадовать и такое проявление конфуцианской морали, как крайне низкий уровень преступности. В этом отношении Корея — одна из безопаснейших стран мира. Случаи воровства здесь очень и очень редки. Если вы зайдете в сеульский универмаг, чтобы купить сумочку, то обнаружите, что почти ни одна из них не имеет молнии. Ну разве что отыщется какая-нибудь символическая петелька с пуговкой вместо застежки.
Люди в сером
Часто на улицах Сеула можно встретить загадочных бритоголовых людей в скромной серой одежде с котомками за плечами. Это буддийские монахи.
На жизнь Корейского полуострова буддизм оказал огромное влияние — значительная часть корейцев считает его своей религией. Бесчисленные пагоды, статуи Будды, ступы и, конечно же, буддийские храмы и монастыри, расположенные на территории страны, — тому подтверждение.
Хотите почувствовать себя буддийским монахом? В Корее и такое возможно. Многие монастыри принимают участие в программе «темпл-стэй», то есть любой желающий может там на какое-то время остановиться, погостить, пообщаться с монахами, подумать в горной тиши о чем-то своем, осмыслить, так сказать, собственное существование на Земле.
Так что, если у вас хватит силы воли обходиться без сигарет и спиртного, не пользоваться косметикой, довольствоваться скромной вегетарианской пищей, избегать тесных контактов с лицами противоположного пола и при этом достаточно средств, чтобы за такое удовольствие заплатить, — добро пожаловать в буддийский монастырь! Здесь вы, облачившись в серое монашеское одеяние, будете на равных с братией участвовать в церемониях богослужения, в том числе и в такой, как «108 поклонов». Буддисты подсчитали, что человек испытывает 108 искушений, избавиться от которых можно, отвесив 108 поклонов. Этим вам и предстоит заниматься вместе с монахами.
А еще вас научат писать иероглифы, означающие разные мудрые слова и выражения, делать лотосовые фонари ко Дню рождения Будды и медитировать. Ну и, разумеется, у вас будет возможность поучаствовать в чайных церемониях и церемониях принятия пищи. Кстати, за трапезой здесь надо обязательно все доедать — таковы правила. Но на этот счет не беспокойтесь — порции очень маленькие, монаху ведь много не надо, он сыт духовной пищей. Вот и вы довольствуйтесь малым, заодно и похудеете.
С днем рождения, Будда!
Те фонарики, которые вас научат делать монахи, очень пригодятся весной, когда по всей стране празднуют День рождения Будды и проходит Парад лотосовых фонарей. Фонарик зажигается, и исчезают тьма и страдания, все плохое уходит, а мир наполняется мудростью и добротой — так считают буддисты. Все улицы Сеула в это время украшены светящимися фонарями — они висят вдоль дорог, их несут в руках участники парада. Тысячи и тысячи зажженных фонарей объединяются к концу главного праздничного дня в одну большую светящуюся реку, и от их сияния даже поздним вечером светло, как днем.
Парад лотосовых фонарей — это, наверное, самое завораживающее зрелище, которое можно увидеть в Корее. Праздничное шествие направляется от стадиона «Тондемун» через центр города к самому большому в Сеуле буддийскому храму Чогеса. Автомобильное движение перекрыто: там, где еще вчера проезжали машины, проходят праздничные представления, игры, соревнования, звучат песни и, конечно, продаются всевозможные фонарики.
По мере приближения процессии развлечения стихают, торговцы сворачивают свой товар и занимают место вдоль дороги рядом с остальными зрителями. И вот наконец появляются первые участники парада. Это буддисты-инвалиды, их везут на колясках более здоровые братья по вере. Об инвалидах в Корее заботятся: для них на каждой станции метро оборудованы специальные лифты, в кинотеатрах выделены лучшие места, для них организуют групповые автобусные экскурсии по стране. Тех из них, кто с фонариками в руках проезжает по улице Чонно, стоящие по обе стороны мостовой люди приветствуют аплодисментами.
Потом идут все остальные: корейские буддисты и гости, съехавшиеся на праздник со всего мира. Впереди каждой делегации — человек, несущий табличку с названием своей страны.
Но главное — сами фонари, которые поражают своим великолепием и разнообразием. Есть и совсем маленькие, помещающиеся на ладошке, и громадные, размером с дом, — их везут на специальных машинах. Среди великанов — огромный слон. Как и полагается, этот «фонарик» тоже светится. А еще многочисленные драконы (они переливаются яркими цветами и изрыгают огонь), светящиеся Будды, гигантские лотосы, ступы и пагоды — всего не перечислишь! И кульминация парада — праздничный фейерверк.
Шаманские пляски
Шаманизм — одна из первобытных религий, но многие корейцы до сих пор верят в добрых и злых духов. А это означает, что у шамана есть работа. Шаман — это посредник между человеком и духами. Вернее сказать, шаманка (муданг), так как в Корее шаманизм практикуют в основном женщины. В повседневной жизни они обыкновенные, имеющие семьи хозяйки, мало чем отличающиеся от своих ровесниц. Но это лишь на первый взгляд...
Шаманки есть потомственные и посвященные. Особенно высоко ценят тех, кому способности передались по наследству. Люди обращаются к ним со всевозможными проблемами: приходят бездетные супруги, отчаявшиеся больные, матери абитуриентов, поступающих в университеты, бизнесмены, собирающиеся заключить серьезную сделку, и те, кто просто хочет узнать свое будущее. Страждущие просят муданг похлопотать перед духами. Шаманка погружается в транс и либо сама отправляется куда-то в параллельные миры, либо духи вселяются в нее, и она говорит с человеком от их имени. Обычно это духи предков, природы или каких-нибудь знаменитых людей.
Шаманские обряды (по-корейски «кут») бывают разными в зависимости от того, о чем просят духов: о благополучии, богатстве, исцелении от болезней... Кстати, обряд, который проводят для хорошего улова, считается ценным культурным наследием страны.
Для своего путешествия по иным мирам муданг часто использует специальный наряд, головной убор, двухсторонний барабан, напоминающий по форме песочные часы, и гонг. Среди прочих атрибутов шаманизма можно встретить и отрезанную свиную голову. Шаманка бьет в барабан, исполняет ритуальные танцы и произносит заклинания. Иногда она надевает маску и принимается распевать песни — тогда перед клиентом разыгрывается целое театрализованное представление.
Надо сказать, что услуги муданг в Корее стоят довольно дорого. Тем, кто большими средствами не располагает, но хочет знать свое будущее, стоит обратиться к гадателям, которых здесь тоже немало. Их можно встретить в гадальных домах и специальных кафе, а то и просто на улице. Один из них — сморщенный дед с внимательным взглядом — каждые выходные проводит у входа в сеульский горный парк «Кванаксан». С ним его верные спутники — гадальные книги, такие же древние, как и он сам.
Корея христианская: и куличи, и проповедники
Несмотря на то что христианство — религия для полуострова достаточно новая и появилось лишь в XVIII веке, Сеул просто наполнен всевозможными христианскими храмами, по большей части католическими и протестантскими. Здесь даже есть одна православная церковь, на Пасху к ней со всего города и окрестностей стекаются наши соотечественники, занесенные волею судьбы в чужие края. В эти дни небольшую площадь перед храмом Святого Николая у станции метро «Эогэ» до отказа заполняют преимущественно русоволосые и голубоглазые люди с куличами и крашеными яйцами в руках. Все это вызывает живейший интерес жителей ближайших домов: еще бы — не каждый день увидишь столько русских в одно время и в одном месте.
Кроме традиционных христианских церквей здесь огромное количество всевозможных сект — от Свидетелей Иеговы до Церкви Оннури. Проходя мимо подобного храма, вы рискуете быть атакованными навязчивым уличным проповедником. Были времена, когда в Москве любого прохожего могли остановить вопросом: «Что вы знаете о Библии?» или предложением: «Вы хотите больше знать о Боге? Приходите к нам в дом культуры »Красная гвоздика!". В Сеуле сейчас все то же самое — подходят, приглашают. Иностранцы не исключение, их здесь тоже агитируют заняться на досуге изучением Библии.
Кивнуть или поклониться — вот в чем вопрос
С господином Аном мы познакомились утром в семейном парке во время занятий спортом. Он резво прыгал через скакалку, подтягивался на турнике и даже садился на шпагат, одновременно на великолепном английском подтрунивая над моими более чем скромными спортивными достижениями.
Я смотрела на этого обаятельного, подтянутого, моложавого человека и не могла поверить, что ему уже 74 года. Невзирая на почтенный возраст, господин Ан работает, занимает один из руководящих постов в крупной компьютерной фирме, о чем я узнала из визитной карточки, которую он торжественно вручил мне в первые минуты разговора. А вот мне как-то не пришло в голову прихватить с собой на утреннюю пробежку визитку... У господина Ана другое мнение на этот счет. Даже когда он выходит из дома лишь для того, чтобы попрыгать через скакалку в семейном парке, в заднем кармане его тренировочных штанов вместе с ним скачет маленькая блестящая коробочка со стопкой визитных карточек. И вот почему.
Корея — страна иерархическая, каждый ее житель не просто человек, а человек, занимающий то или иное место в иерархии, стоящий на определенной ступени социальной лестницы. Кто на какой — зависит от многих вещей: образования, положения, возраста... При знакомстве корейцы обычно протягивают друг другу визитки, выясняя таким образом, с кем имеют дело и кому из них предстоит ниже кланяться. Если окажется, что у вашего нового знакомого более низкая должность, чем у вас, — можете расслабиться и ограничиться легким кивком, а вот если наоборот — готовьтесь к земным поклонам.
Но может случиться и так, что вы и ваш собеседник находитесь приблизительно на одном витке карьеры. Что делать тогда? Нужно задать ему простой вопрос: «Сколько вам лет?» В Корее это вполне естественно, и ответ будет столь же прямым и честным. Если вы на пару лет старше — преимущество на вашей стороне.
Попробуем предположить совсем уж фантастический вариант — вы и ваш визави мало того что совершенно одинаково преуспели профессионально, но ко всему прочему еще и родились в один год, день и час. Не беда! И из такого затруднительного положения хитрые корейцы предусмотрели выход. Нужно поинтересоваться друг у друга, кто где учился. Университеты в Корее тоже под властью иерархии, поэтому, если вы — выпускник самого престижного Сеульского государственного университета, а собеседник нет, — на вашей улице праздник.
В Корее не существует горизонтальных отношений — здесь вы всегда либо начальник, либо подчиненный, либо старший, либо младший.
Мода по-корейски: шик, блеск, пестрота
На случай если вы решите заняться в Сеуле шопингом, запомните фразу: «Джейль кхын сайзы чусее!», что в переводе с корейского означает: «Самый большой размер, пожалуйста!» Она вам непременно понадобится. Вскоре эти слова будут буквально отскакивать у вас от зубов — так часто придется их повторять. Ведь рост среднего корейца меньше, чем европейца. То же самое касается и размера ноги. Учитывая также, что корейская кухня совсем не способствует накоплению жировых отложений (в отличие от наших любимых пельменей и котлет с картошкой), найти подходящий размерчик вам будет нелегко.
«О, ноу, ноу!» — испуганно замашет руками продавец на рынке, едва взглянув на ваши пышные формы. Вы побредете дальше, а он еще долго будет завороженно смотреть вам вслед, специально выйдя для этого из-за прилавка. Несколько таких походов по магазинам — и у вас может развиться комплекс неполноценности. Но не стоит особенно расстраиваться и объявлять голодовку. Это вы только для корейцев толстый, а на родине очень даже ничего.
Подозреваю, что кроме размеров вас могут не устроить цвет и фасон. Цвета местные модницы предпочитают самые яркие, например салатный, розовый электрик. Очень распространена богатая оттенками фиолетовая гамма. А еще лучше, когда все перемешано. Люрекс и блестки поверх всего этого цветного великолепия — высший шик. Дамочка в розовом платье, с желтой сумочкой, в зеленой панаме и синих туфлях в белый горошек — здесь явление нормальное. Причем чем старше дама, тем более яркий наряд она себе позволяет. От одеяния пенсионерок просто рябит в глазах. И у каждой за спиной кокетливый рюкзачок. У нас с такими ходят только подростки.
Целой проблемой для меня было приобрести в Сеуле обычную белую футболку. Вообще-то корейцы белый любят, он даже считается цветом жизни. И белые футболки попадались, однако с каждой из них либо улыбался веселенький мишка или зайчик, либо снисходительно смотрела розовая пантера или какой-нибудь известный кореец — знаменитый футболист, звезда сериала для подростков.
Что касается мужской моды, то представители сильного пола в Корее в массовом порядке красят волосы, причем как совсем молодые парни, так и почтенные отцы семейств. Разница лишь в том, что первые становятся блондинами или рыжими, вторые же предпочитают черный цвет, регулярно закрашивая проступающие седины.
Лучше гор могут быть только горы
Главное развлечение здесь по выходным — коллективные походы в горы. Благо гор много — они занимают 70% всей территории страны. Хотя «развлечение» не совсем подходящее слово. Горные походы в Корее — это спорт, страсть, хобби и просто стиль жизни.
Ранним утром в субботу и воскресенье можно наблюдать, как большие и маленькие группы причудливо разодетых людей энергично двигаются к своей главной цели — горной вершине. Оказывается, подобная вылазка требует специальной экипировки. Ярко-красные жилеты, спортивные черные брюки, заправленные в шерстяные носки с ромбиками; за плечами рюкзак; на руках — тонкие нитяные перчатки; у мужчин на головах — панамы, у женщин — специальные кепки с гигантскими козырьками, защищающими лицо от солнечных лучей. В Корее такая кепочка имеется у каждой аджумы (женщина), и на то существуют свои причины.
Дело в том, что местное солнце довольно коварное, и в летние месяцы жители старательно от него защищаются, боясь обгореть. Возможно, европейцу трудно это представить, но многие корейцы даже на пляже лежат мало того что под зонтиком, но еще и в футболках с длинными рукавами и шортах. А то и в брюках! И, что уж совсем невероятно, в этом «обмундировании» они купаются в море! Так что дамам, собирающимся отдохнуть в Корее, стоит иметь в виду: надумаете отправиться на пляж в бикини — готовьтесь к роли главной героини дня. Всеобщее внимание вам обеспечено.
Но вернемся к «горному» костюму. В нем все продумано до мелочей. Например, алый цвет жилета или куртки — это для того, чтобы человека, с которым, не дай бог, случится беда где-нибудь на самой вершине и он не сможет самостоятельно спуститься вниз, заметили с вертолета. Или, например, специальные тросточки, похожие на лыжные палки, — при ходьбе в горах на них очень удобно опираться. Зайдя в метро или автобус, эту палочку-выручалочку легким движением руки можно сложить и повесить на специальный крючочек на рюкзаке.
Для не особенно искушенного в деле лазания по горам европейца угнаться за корейцем на горной тропинке — задача безнадежная. И не пытайтесь — даже самый престарелый житель Страны утренней свежести даст вам в этом деле сто очков форы, ведь он родился в горах. Кроме того, корейцы — люди спортивные и натренированные. Особой популярностью у них в последнее время пользуется марафонская ходьба. Ходят все — от мала до велика, на короткие и длинные дистанции, прямо и по кругу, идут вперед и пятятся назад. А у некоторых особо рьяных марафонцев и марафонок регулярные занятия любимым видом спорта так сильно изменили походку, что у них теперь все время марафон.
Когда наконец нелегкий горный подъем преодолен, очередная вершина покорена и цель достигнута — можно и отдохнуть. Для этого из рюкзака достают специальную подстилку и раскладывают в тенечке. Вскоре она превращается в настоящую скатерть-самобранку: на ней появляются аппетитно дымящаяся лапша — рамен, местные бутерброды — кимпабы, а в центре импровизированного пиршественного стола возвышается бутылочка маккори. Маккори — это традиционная корейская рисовая брага, крепостью слегка превышающая пиво. Разливают ее в прозрачные литровые бутылки, а по цвету и консистенции она очень напоминает молоко.
Первое время в Корее меня частенько умиляла такая картина: на вершине живописного горного склона восседает группа по-спортивному одетых людей, видимо, отдыхая после интенсивной физической нагрузки, и попивает молоко. «Ну надо же, какие молодцы — в горы ходят, спортом занимаются, молоко литрами пьют! Не то что у нас...», — думала я. А получается, не такие уж мы с корейцами и разные...