Лаос по праву называют азиатским чиллаутом, то есть местом, которое пробирает своей неспешностью, погружает в атмосферу спокойствия и умиротворения. Именно туда отправляются после шумных мегаполисов и переполненных пляжей Таиланда, после пыльных дорог Камбоджи и вездесущих коммерсантов Вьетнама.
Лаос как буферная зона, как клетка «отдых» в игре путешественников, раскладывающих на соломенных столиках карту Индокитая. Государство не имеет выхода к морю и расположено в центре Индокитая. Это перекресток туристических маршрутов, плотно опутывающих Юго-Восточную Азию. В 2006 году Лаос посетили около 350 000 иностранцев. Для страны с населением шесть миллионов — существенная цифра.
Можно сколько угодно рассуждать на тему развития туристической индустрии в Лаосе. Правы будут те, кто считает, что в Лаосе таковой нет. Но в этом-то и состоит его главная особенность. Туризм в стране есть — факт, а вот туристической индустрии нет или она находится на начальной стадии развития. Вот он какой, отдых по-лаосски.
Луангпхабанг — оплот организованного туризма
В Лаосе редко попадаются организованные туристы, то есть те, которые выезжают группами с гидом по путевке. Скорее, тут хозяйничают путешественники, самостоятельно выбирающие маршруты и остановки.
Исключение составляет разве что Луангпхабанг — древняя столица Лаосского королевства. Здесь, как нигде в стране, встречаются экскурсионные вереницы туристов в белых панамах и шортах в стиле ливингстон. В основном это французы, решившие спустя десятки лет навестить бывшую колонию.
Луангпхабанг — это частичка колониальной Европы в Лаосе. Здесь аккуратные домики в европейском стиле чередуются с древними лаосскими ватами (буддийские монастыри). В городе много кафе, владельцы которых в основном европейцы. Вид белого человека, читающего по утрам за чашечкой кофе французскую газету Figaro, для Луангпхабанга норма.
Традиционным для города является и утренний рынок, возникающий напротив европейских кафе. Он начинает работать в пять-шесть утра, а через три часа уже закрывается. Причина такой спешки — жаркое солнце, под которым быстро портятся рыба, тушки летучих мышей, белые личинки и другие деликатесы, не поддающиеся визуальной идентификации. Рынок пользуется большой популярностью у местного населения, которое закупает здесь продукты для домашней кухни. Нравится он и туристам, приходящим поглазеть на диковинный ассортимент азиатских продуктов.
В Луангпхабанге — городе, включенном ЮНЕСКО в Список памятников мирового культурного наследия, — много достопримечательностей. Он стал пристанищем последнего короля Лаоса, дворец которого был построен французами в 1909 году. Сегодня здесь музей. Рядом с дворцом, на возвышении, расположен ват Сиенгтхонг (самый знаменитый в Лаосе), хранящий в усыпальнице позолоченные урны с прахом членов королевской династии. Из Сиенгтхонга открывается прекрасный вид на весь Луангпхабанг, ставший визитной карточкой экскурсионного Лаоса.
Аграрное настроение
Стоит отметить, что в Лаосе абсолютно безопасно. Оставленный мною в десять часов утра на стойке бара плеер прождал меня до семи вечера. Уровень преступности здесь настолько низок, что променад по центру ночной Москвы может показаться опаснее прогулки по самой темной улице лаосского города. Собственно городов-то в Лаосе раз-два и обчелся. Это аграрная страна, и туризм тут имеет аграрное «настроение».
Взять, к примеру, размещение. Чаще всего здесь предлагают соломенные бунгало. Конечно, во Вьентьяне, в Луангпхабанге или в другом крупном по лаосским меркам городе есть каменные здания и отели со всеми удобствами. А вот в остальном Лаосе порой никаких альтернатив бунгало нет. И это прекрасно. Уму непостижимо, как в лаосской деревне может возникнуть комфортабельный отель хотя бы в два этажа с обслуживающим персоналом, ключами на гвоздиках и все такое. Нет, Лаос предлагает другое: вместо гостиничного номера — четыре квадратных метра бунгало с кроватью и москитной сеткой, вместо балкона — уютную деревянную веранду, вместо кресла — гамак, важную деталь всех лаосских апартаментов. Идея лаосского туризма — в гармоничном сосуществовании человека с природой.
Кое-что о лаосцах
Бережное отношение к природе у каждого лаосца в крови. Местный житель вряд ли станет ловить рыбу или охотиться впрок. Построив на своем участке четыре бунгало под аренду, он не будет пытаться каждый год добавлять еще по одному, дабы увеличить свою прибыль. Одни называют это лаосской ленью, другие — мудростью. Но развиваться в том смысле, который подразумевают современные учения менеджмента и экономики, — не по-лаосски. Быть может, причина — в мягком климате, который с легкостью позволяет выжить, не затрачивая на это много энергии. Еще французы, имевшие возможность близко познакомиться с народами Индокитая, говорили так: «Вьетнамцы сажают рис, камбоджийцы смотрят за ним, а лаосцы слушают, как он растет».
Пока мы жили в небольшой деревушке, нам довелось стать свидетелями строительства нового бунгало. На момент нашего приезда половина работы была выполнена: вкопаны столбы и даже сделан каркас под крышу. Каждое утро у бунгало собирались хозяин и его два взрослых сына. Они многозначительно смотрели на бамбуковые жерди, потом перекладывали их с места на место. К полудню отец как самый бывалый крепил одну-две из них, и вся бригада удалялась на обед. Затем следовал двухчасовой сон. Ну а вечером планерка: «Что будем делать завтра».
Кстати, нервных и вспыльчивых в Лаосе не любят. Главные жизненные ценности местного жителя — миролюбие и спокойствие. Лаосский идеал человека — буддийский монах. Спорить, доказывать, торопиться, проявлять агрессию — не про лаосца. В любой ситуации он пытается сохранить невозмутимость. Интересно и то, что каждый мужчина в королевстве некоторое время проводит в буддийском монастыре. Это может быть месяц, год, а иногда и целая жизнь. Такая предрасположенность к миру и спокойствию самих лаосцев просто не могла не повлиять на дух и ритм туристической жизни.
Игры взрослых
Поселение Вангвианг — еще одно популярное среди туристов место. Если тут и встречаются организованные туристы, то только проездом из столицы Вьентьян в Луангпхабанг. Вангвианг не может похвастать обилием историко-архитектурных памятников. Однако именно здесь лаосский туризм приобретает свои характерные черты.
Вангвианг расположен на берегу реки Намсонг. Туристы останавливаются тут либо в каменных зданиях, где есть номера со всеми удобствами, либо в соломенных бунгало на берегу. Бунгало — самый популярный вид апартаментов в Вангвианге, гармонично вписывающийся в провинциальную картинку лаосского поселения. Нужно заметить, весьма небольшого.
Туристы в Вангвианге перемещаются преимущественно пешком. Единственное доступное транспортное средство здесь — это велосипед. А куда же в Лаосе без двухколесного друга? Он дает путешественнику именно ту степень свободы, которая позволяет не задумываться ни о расстоянии, ни о топливе. Просто крути педали и смотри внимательно по сторонам! Прокат велосипедов организует практически каждый дом. Цена за сутки чисто символическая — два доллара. В Лаосе вообще существует проблема траты денег. Уверен, потратить больше 15–20 долларов в день на человека здесь достаточно сложно.
На велосипеде можно осмотреть окрестности городка, где в невысоких горах, поросших джунглями, много карстовых пещер. Опять же карту их расположения можно получить в придачу к велосипеду — и вперед! Только торопиться не стоит. Во-первых, здесь это не принято, во-вторых, исследовать все пещеры за один день не удастся. Для их осмотра нужно заплатить за вход и в случае необходимости за гида. В некоторые пещеры и вовсе без проводника не пускают, так как в них можно заблудиться. Гид же проведет через лабиринт естественных ходов к подземному озеру или водопаду, всю дорогу рассказывая страшилки и небылицы.
Замечательная пещера Водная затоплена водой. Для ее посещения туристы используют накачанные автомобильные камеры и вооружаются налобными фонариками. Отталкиваясь от стен, плавающая процессия совершает захватывающую экспедицию в недра горы.
Пещеры — это еще не все аттракционы Вангвианга. Одно из самых популярных занятий здесь — сплав по реке на тех же автомобильных камерах. Организацию данного развлечения берут на себя туристические агентства. Именно они доставляют путешественников на пикапах вверх по течению, к началу маршрута. Через три часа участники водной прогулки успешно финишируют у своих бунгало.
Вечером Вангвианг, как и любой другой лаосский городок, превращается в одно большое заведение общепита. Помимо стационарных кафе, действующих весь день, на улицах появляются кухни под открытым небом, организовать которые может любая лаосская хозяйка. В ассортименте только местные домашние блюда. Попробовать стоит, пожалуй, все.
Загадки Лаоса
Для любителей всего необъяснимого и загадочного также есть что посмотреть в Лаосе. Речь идет о легендарной Долине кувшинов (Тхонгхайхин), протянувшейся от Пхонсавана на северо-восток. На вершинах холмов, на высоте 1000 метров над уровнем моря, разбросаны огромные каменные кувшины высотой от одного до трех с половиной метров. Одни сравнивают их со ступами Бабы-яги, другие считают доказательством присутствия на Земле инопланетных форм жизни. Перемещение каменных глыб — сложная задача даже для современной инженерии. Научные умы, склонные объяснять все рационально, считают, что это саркофаги некоего малоизученного народа бронзового века. Хмонги же (народ, живущий сегодня в окрестностях долины) уверены, что когда-то здесь праздновалась великая победа, а из кувшинов пили боги. Только им под силу поднять каменные кубки массой несколько тонн. Версий много, но однозначного мнения о происхождении исполинских кувшинов до сих пор нет. Очевиден только их возраст 2500–3000 лет. Сегодня для осмотра открыто только три группы кувшинов.
Провинция Сиангкхуанг, где расположена долина, больше других пострадала во время Секретной войны. Тогда американские бомбардировщики сбросили огромное количество тонн авиабомб на территорию маленького Лаоса. В деревнях до сих пор можно увидеть их гигантские осколки, которые сегодня служат в мирных целях: в качестве столбов, порогов и емкостей для выращивания садовой зелени. Эта малоизвестная война еще одна загадка Лаоса, оставившая после себя не до конца обезвреженные минные поля, воронки от авиабомб, фундаменты от уничтоженных буддийских монастырей и шрамы на лицах пожилых лаосцев.
Советская память Лаоса
Пограничник на лаосской границе, увидев мой российский паспорт, приветствовал: «Welcome, товарищ!» Здешние работники государственных учреждений часто говорят или когда-то говорили на русском языке. Сказывается помощь Советского Союза в строительстве лаосского социализма в послевоенные годы. По сути, это была глобальная гуманитарная помощь развивающейся стране. На дорогах Лаоса можно увидеть грузовики ЗИЛ и ГАЗ, на административных зданиях красуются красные флаги с серпом и молотом, с занятий в школе возвращается лаосская детвора в красных галстуках. Дело коммунизма в Лаосе процветает.
В администрации города Вангвианг меня встретил улыбчивый мистер Вонг, который несколько лет провел в России. Русский язык он уже изрядно подзабыл. Но был очень рад визиту. Расставаясь, мистер Вонг просил передать в Советы (Россия никак не вписывалась в его лексикон), что здесь, в Лаосе, русских ждут и очень им рады. Всех наших соотечественников он просил непременно заходить к нему в гости, а язык обещал «подтянуть».
Лаос, Лаос, Лаос...
В Лаос едут, чтобы посетить древние ваты Луангпхабанга, Долину кувшинов, прогуляться по широким площадям Вьентьяна, а потом раствориться в одной из многочисленных деревень, где время останавливается. Именно здесь протекает настоящая туристическая жизнь. Тут иностранцы притворяются лаосцами, а лаосцы делают вид, что это их соседи по деревне. Туристы ловят наравне с местными жителями рыбу и затем вместе готовят ее. Эти костры на реке и песни под гитару «Один мир, одна любовь», прогулки на скрипучем велосипеде по извилистым тропинкам вдоль плетеных оград и зарослей бамбука, купание в теплой и бурной воде Меконга... Люди приезжают сюда спрятаться от цивилизации, побыть наедине с природой, окунуться в неторопливый быт азиатских деревень.
Что и говорить, во многих лаосских деревнях до сих пор нет электричества, и это совершенно никого не смущает. Не смущает и то, что здесь нет мобильной связи, нет транспорта, нет телевизоров. Все пожитки лаосской семьи умещаются в таком же соломенном бунгало, какой они предлагают своим гостям. По вечерам деревни погружаются во тьму, затихают генераторы, умолкает лай собак. И только долго слышны разговоры на различных языках мира за тонкими соломенными стенками бунгало, только дрожат на ветру свечи и отбрасывают тени покачивающиеся гамаки.