Издалека Эссувейра напоминает белое полотно, застилающее омываемый Атлантическим океаном полуостров, который, кажется, бросает вызов бушующей стихии. На самом деле это маленький городок, расположенный в 172 км от главного курортного города Марокко – Агадира. Защищенные от океанского ветра крепостной стеной небольшие дома выкрашены в белый цвет, а двери и ставни в голубой. В течение почти всего года здесь держится температура +25, поэтому это место называют городом вечной весны.
Этот необычный городок привлекает многочисленных артистов и режиссеров: Орсон Уэллс (Orson Welles) снимал здесь «Отелло», Оливер Стоун – «Александра», а такие музыканты, как Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix) или Кэт Стивенс (Cat Stevens), приезжали сюда за вдохновением и отдыхом. В настоящее время Эссувейра особенно любима серфингистами, которые приезжают за хорошей волной, обеспечиваемой почти постоянными ветрами. А жители центрального Марокко спасаются здесь от невыносимой летней жары.
Город Эссувейра имеет давнюю историю. Город был основан в 500 году до н.э., когда карфагеняне образовали небольшое поселение на берегу Атлантического океана, сделав из него передовой пост на торговом пути к островам Зеленого мыса. К 146 году до н.э. город перешел к римлянам. В римскую эпоху Эссувейра стала одним из основных поставщиков пурпурной краски в Средиземноморье. На прилегающих к побережью островках добывали ярко-красный пурпур из игольчатых моллюсков, которых здесь было великое множество. Эссувейра и окрестные острова, получившие прозвание «пурпурных», стали при правлении короля Юбы II самой крайней западной оконечностью Римской империи.
Эссувейра сменила много названий за свою долгую историю. В Х веке она была названа Амогдул (Amogdul), что означает «защищенная обитель», в честь своего хозяина и благодетеля святого Сиди Могдула, мавзолей которого, расположенный в нескольких километрах от города, постепенно стал одним из любимых мест паломничества берберов. Амогдул стал транзитным пунктом, в который стекались товары, произведенные на равнине Сусс (Souss) и в областях Великого Юга.
В самом начале XV в. берберы уступили город португальцам. Амогдул превратился сначала в португальскую Могдуру, для испанцев он стал Могадуром, а для французов Могадором (Mogador). Именно в это время португальцы серьезно взялись за фортификационное обустройство города, поскольку власти обнаружили здесь многообещающие источники наживы прекрасные возможности для возделывания и переработки сахарного тростника, обильно произрастающего в окрестностях Эссувейры. Могадур был единственным португальским городом, сумевшим выдержать первые натиски саадийских султанов, решивших изгнать португальских захватчиков из Марокко: Сафи и Агадир пали в 1530 г., а Могадур стал частью владений султана Ахмеда Золотого по прозвищу Победитель только в 1578 г. Саадийские султаны не особенно интересовались завоеванным городом, предпочитая более жаркий, но и более роскошный Марракеш. Однако именно в Эссувейре добывали бесценный темный сахар, который приносил большую прибыль и обменивался в Италии на каррарский мрамор, из которого строились великолепные сооружения в Марракеше.
В середине XVIII века султан Мухаммед Бен Абделлах сделал Эссувейру (в переводе «красиво нарисованная») морским портом, благодаря чему город стал активно развиваться. Процветание города продолжалось до середины XIX века благодаря еврейской коммуне, население которой насчитывало в то время 17000 жителей против 10000 мусульман. Евреи добились монополии на продажу зерна и были посредниками между султаном и иностранными властями. После израильской Шестидневной войны в 1967 году, когда враждебность между двумя религиозными сообществами города стала невыносимой, все евреи покинули Эссувейру.
Сейчас Эссувейра – это спокойный прибрежный городок со своей размеренной жизнью. Местные жители предпочитают жить за стенами, защищающими их жилища от необузданного ветра. Улицы города настолько узки, что автомобильное движение здесь невозможно, и все передвигаются на повозках, запряженных ослами или велосипедах.
Расположенный у подножия крепостных стен на самой оконечности длинного пляжа с мелким песком, который окаймляет город, порт Эссувейры перестал быть крупным центром морских перевозок. Он замечателен своим утренним оживлением, когда рыбаки возвращаются с моря с уловом. Рыбацкие лодки с самого рассвета громоздятся в неописуемом беспорядке вокруг доков, а торговцы рыбой расставляют разделочные столы. Утренний рыбный рынок на причале идеальное время, чтобы прогуляться и попробовать жаренную во фритюре сардину или скумбрию среди болтающих женщин, которые чинят сети рыбаков.
Старый город, или медина, представляет собой мини-крепость, соединяющую город с грузовым портом. Небольшой деревянный мост ведет от Морских ворот к Портовой площадке 200 метров длиной, защищенной зубчатой стеной из каменных глыб. Из бойниц виднеются бронзовые пушки, обращенные к океану. И сегодня можно рассмотреть с четырех сторон башен надпись, выгравированную на пластинках из туи и гласящую: «Barakat Mohammed» девиз города, призывающий благословение Пророка на город и его жителей. На севере распложен хорошо сохранившийся бастион. Под крепостной стеной на месте бывших складов теперь лавки кожных дел мастеров и умельцев по работе с деревом.
На главной улице Истиклал (Istiqlal) царит особая оживленная атмосфера. По обеим сторонам встречаются разные бутики, продуктовые магазины и лавочки с товарами народного промысла.
Недалеко от укреплений Касба расположен музей Сиди-Мухаммед-бен-Абделлах, в котором собраны коллекции народного промысла и искусства региона. Здесь есть музыкальные инструменты, ковры и предметы ткацкой промышленности, изделия из деревянной мозаики, украшения и ритуальные предметы, используемые на церемониях времен Гнауа древних предков черных рабов, практикующих ритуалы экзорцизма, сходных с таитянским Вуду.
В Медине полно гостиниц на любой вкус – от самых простых до изысканных и роскошно обставленных. А с террасы замечательного кафе Иль Маре (Il Mare) открывается прекрасная панорама на океан и крепостную стену.