Мало кто из наших соотечественников, отправившись в Испанию, минует на своем пути Барселону. Дело не в том, что именно она, а не столичный Мадрид принимает больше всего регулярных рейсов из Москвы. И не в том, что под боком у Барселоны расположены самые популярные среди россиян курорты, включая островные Ибицу и Мальорку.
Просто этот город настоящая шкатулка с сюрпризами, главным из которых, без сомнений, остается шедевр гениального зодчего Антонио Гауди собор Святого семейства (Sagrada Familia). В сравнении с этим чудом света меркнут все прочие достопримечательности Барселоны.
Смерть на пороге вечной жизни
Толпы остолбеневших туристов, задравших голову к уносящимся ввысь шпилям, для испанцев уже не в новинку. Въезжая на соборную площадь, водители рефлекторно снижают скорость иначе жертв не миновать.
А в 1926 году, когда возведение храма шло полным ходом (оно, впрочем, продолжается поныне, и в каком веке закончится бог весть), неподалеку от стройплощадки проложили ветку первого в городе трамвая. И надо ж было так случиться, что первой жертвой его стал самый известный гражданин Барселоны архитектор Антонио Гауди. Шел 74-летний старик на вечернюю молитву из собора, ставшего ему настоящим домом. По сторонам не глядел. Скорее всего перед мысленным взором мастера стояло не современное ему сооружение, а законченное творение, каким оно предстанет глазам будущих поколений.
Потому что главное потрясение переживают не те, кто ограничился внешним осмотром Sagrada Familia с улицы и дежурными фотками «на фоне». Их восторг ничто по сравнению с тем, что испытываешь внутри, увидев макет собора. Только тогда начинаешь осознавать, что нынешнее здание, из-за которого миллионы людей со всего света едут в Барселону, лишь одна восьмая или одна десятая того грандиозного сооружения, каким оно некогда станет! Один из боковых порталов не более...
Восемьдесят лет назад лицо самого знаменитого барселонца мало кому было известно Гауди панически избегал фотографов и интервьюеров. И когда 7 июня 1926 года трамвай сбил замешкавшегося на рельсах старика в бедной поношенной одежде, без денег и документов, пострадавшего никто не узнал, а таксисты отказывались везти его в близлежащую больницу (позже муниципальная полиция оштрафовала их за неоказание помощи раненому). С запозданием умирающего Гауди все же доставили в клинику, где записали под чужим именем. Когда же люди узнали, кто умирает на больничной койке, Гауди успел исповедаться.
Он отошел в мир иной, откуда ему, видимо, легче было наблюдать, как тянутся к небу придуманные им ажурные шпили, 12 июня. А тело архитектора, попрощаться с которым пришло полгорода, навеки осталось в крипте (подземной часовне) сооружаемого здания. Достроить его для барселонцев с тех пор стало делом чести. Наверное, есть в этом какая-то высшая справедливость кто ж лучше присмотрит за работой, как не сам мастер.
Стройка века
Прекрасных соборов в мире хватает, но визитная карточка Барселоны не знает себе равных. Сколько ни перелистывай фотоальбомы и рекламные проспекты, все равно при первом очном знакомстве с ажурной, воздушной, словно сплетенной из невесомой паутины или слепленной из песка! фантазией зодчего перехватывает дыхание. Это в полном смысле слова «здание, которое не может быть построено». Но оно стоит или парит? попирая законы природы и архитектурные и строительные каноны.
Избитое выражение «он шел к своему главному творению всю жизнь» в случае с Антонио Гауди непременно требует какого-то парадоксального дополнения типа «и после смерти продолжает путь». Впрочем, любой парадокс банален в сравнении с храмом, который задумал подарить родной Барселоне гениальный испанец. И трудно отделаться от впечатления, что последние восемьдесят лет он продолжает руководить строительством с того света. Собор Святого семейства самое прекрасное и во всех смыслах неохватное сооружение на земле строится уже более века. Поэт сказал бы: сам тянется ввысь, как оживший каменный цветок!
Конца работе не видно. Это понятно, если вспомнить, что Гауди замыслил поставить храм искупления всех грехов человеческих. Он и тогда, в конце XIX века, замахнулся на недостижимое, а кто мог предвидеть, сколько еще грехов прибавится за следующее столетие! Но город, который в разные периоды относился к Гауди то как к путеводному гению, то как к опасному безумцу (и скорее всего был прав, как в первом, так и во втором), словно устыдившись былой неблагодарности, продолжает титанический труд. Потому что сегодня достаточно один раз побывать в Барселоне, чтобы навсегда укрепиться в мысли, что это город Гауди.
Неподалеку от главного творения мастера, в Готическом квартале Барселоны, находится вполне канонический Кафедральный собор многие считают, что он не уступает по красоте парижскому Нотр-Даму. А на горе Тибидабо высится еще одно замечательное сооружение в стиле псевдоготики храм Святого Сердца Христова, который вполне может поспорить с псевдороманским Сакре-Кер на парижском же Монмартре. Во всяком случае обе церкви вполне могли бы стать «лицом» Барселоны если бы в этом городе не жил и не творил Антонио Гауди.
Средневековые зодчие и со-временники Гауди не заносились так высоко, как он. Они строили хотя и божественные (во всех смыслах), но все-таки здания то есть некую основательную каменную «твердь», стоящую на другой тверди земной. И ограничивали свои фантазии законами природы и возможностями заказчиков. Увы, архитекторам приходится считаться и с земным тяготением, и с финансами, и с техническими и людскими ресурсами. Всем, кроме Гауди.
В своей непомерной гордыне упрямый каталонец вознамерился вырастить какой-то гигантский райский куст. Или создать поистине вселенский орган, в котором небесную музыку в отверстиях ажурных башен-труб будет наигрывать ветер с Пиренеев. Или сплести невесомое кружево, готовое взмыть в воздух от одного дуновения зефира. А иные видят в творении Гауди просто песчаный замок, какие дети лепят на морском берегу. Только вымахавший на 170 метров!
Сад оживших камней
О самом известном испанском зодчем в его родном городе напоминает не только Sagrada Familia, но и другие здания не столь масштабные, но не менее прекрасные.
Слава молодого архитектора неудержимо шла вверх вместе с амбициями. В 80-х годах XIX века Гауди познакомился с человеком, ставшим одним из его немногочисленных друзей и покровителей на всю жизнь, богатым промышленником и меценатом Эйсебио Гуэлем. Благодаря последнему Барселона может похвастать такими работами Гауди, как фантастический во всех смыслах парк Гуэль и два дворца самого магната городской на улице Ноу-де-ла-Рамбла и загородный в районе Педралбес.
Есть еще несколько зданий, построенных по заказам частных лиц Гауди был не только великим, но и необычайно амбициозным зодчим. В самом начале своей карьеры он запросил у барселонского муниципалитета такой неслыханный гонорар за свои фонари, и сегодня украшающие Королевскую площадь Пласа Рейял, что городские власти зареклись заказывать мастеру какие бы то ни было проекты. Собор не в счет его помогала строить вся Барселона (и это не преувеличение).
Сегодняшнего туриста дома Гауди словно подстерегают из засады. Бредешь себе по улицам, глазея по сторонам благо, в этом городе есть на что посмотреть, и неожиданно натыкаешься взглядом на нечто такое, что переворачивает все обыкновенные представления о доме, который строят, известное дело, из твердого камня, и в котором живут люди.
Особняк Casa Mila (называемый также La Pedrera «каменоломня») с целым лесом замысловатых печных труб на крыше напоминает коралл. Или баобаб, остов потерпевшего кораблекрушение судна, кости ископаемого чудовища словом, все, что подскажет фантазия. Черепица Casa Batllo это вылитый глазированный торт, балконы вызывают ассоциации с какими-то живыми переливающимися формами, покрытые перламутром стены напоминают рыбью чешую. А есть еще строгий мозаичный загородный дом Casa Vicens, особняк Casa Calvet, усадьба Bellesguard…
Парк Гуэль особая песнь. Там вообще теряешь всякое представление, где заканчивается живая природа и начинается архитектура. Или, наоборот, где творение рук человеческих органически сливается с творением высших сил Господа Бога или Эволюции, это уж как кому нравится. Японцы гордятся своими «садами камней», в которых находят духовное очищение и полное отрешение от земных проблем. А в барселонском чудо-парке невозможно избавиться от иллюзии, что камень оживает, а трава, деревья и клумбы, напротив, застывают причудливыми каменными изваяниями.
Как Sagrada Familia уникум среди земных храмов, так и парк Гуэль не имеет себе аналогов. Единственная ассоциация, которую выдает память после безуспешных поисков, «Сад радостей земных» такого же безумца и фантазера Иеронима Босха.
Барселона без Гауди
Вообще, тем, кто в поездках по миру не чужд поисков прекрасного, стоит задержаться в этом городе хотя бы на несколько дней. На то, чтобы испытать шок от лицезрения Sagrada Familia, хватит и пары минут. А вот осмотр прочих архитектурных и художественных красот потребует часов и дней.
Древнеримские развалины соседствуют здесь с памятниками готики, а высокая стела в честь Колумба на портовой площади с волшебным фонтаном на площади Испании, где по ночам устраивают феерическое световое шоу в духе фантазий Жана-Мишеля Жарра. Меломанам, равно как и любителям архитектуры, обязательно нужно посетить Дворец каталонской музыки тамошний интерьер зрительного зала (работа архитектора Доминек-и-Мунтанера), поверьте, не уступает шедеврам Гауди.
А ценителям живописи нет нужды напоминать, что в Барселоне жили и творили три великих испанских художника ХХ века Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и Хуан Миро. Музей Дали находится в часе езды от города в Фигересе, а музей Миро на вершине горы Монтжуик, куда можно добраться на машине или фуникулером. Сам музей меня, признаюсь, разочаровал работ Миро не так уж много, все прочие явно необязательные. Но зато вид с горы на Барселону такой, что не жаль времени, затраченного на подъем.
Как и во всяком крупном приморском городе, есть в Барселоне свой Аквариум, расположенный прямо на территории порта. И, как это обычно бывает, рядом изобилие ресторанов sea food. Видимо, эта мысль приходит в голову властям многих городов: предложить гостям сначала полюбоваться на морских гадов (многие из которых с аппетитом полакомились бы вами при других обстоятельствах) и совсем мирных обитателей вод в их естественной среде обитания, а потом закусить ими же сваренными, зажаренными, засоленными!
А затем хорошо просто и праздно прогуляться по центральной улице бульвару Ла Рамбла, берущему начало от той же площади с Колумбом. На этой живой, многолюдной и колоритной улице все интересно и все возбуждает от оживающих «скульптур» (в качестве которых подрабатывают местные студенты) и сувенирных лавок до единственного в Испании Музея эротики. Там еще раз вспоминаешь, что эта страна дала миру не только инквизицию и аутодафе, религиозный фанатизм и пуританство, но и корриду, томные звуки гитары, обжигающий танец фламенко, безудержные фантазии Гауди и Дали, Миро и Пикассо. Испанские страсти куда от них денешься!
Барселона вид со второго этажа
Самый эффективный способ первого ознакомления с городом поездка на двухэтажном Bus Turistic Barcelona с открытой верхней «палубой». Как и во многих других местах мира, купленный билет позволяет в течение всего дня выходить на любой остановке, гулять сколько угодно и садиться в первый подошедший автобус такой же двухэтажный (причем на любой из трех маршрутов «красный», «синий» или «зеленый»). Кроме того, вместе с билетом обычно предлагают брошюру с дисконтными купонами, пользоваться которыми можно в течение целого года. Частота прибытия автобусов на остановки (в зависимости от сезона) от пяти минут до получаса.
Держи карман на замке
Бульвар Ла Рамбла, к сожалению, знаменит и другим обстоятельством это царство барселонских карманников. Размах их деятельности принял такие масштабы, что об этом предупреждают приезжих даже в местных туристских буклетах и проспектах. Хотя можно догадаться, чего это стоит хозяевам испанская гордость также вошла в поговорку.