Мюнхен: наедине с искусством и Рождеством

16 февраля 2010 - Иван
Это впервые таможенники в Бориспольском аэропорту так подняли мне настроение. Бутылку вкуснейшего ликера, купленного в duty free, но надпитую перед посадкой на самолет до Мюнхена, не разрешали взять с собой в ручной поклаже.

«Что стоит ее допить?» — искренне удивлялся пузатенький таможенник, требуя, чтобы мы с коллегой быстренько врезали пол-литра. Из отчаяния, на глазах у ошарашенной очереди, мы прикончили бутылку и бодро ввалились в самолет...

Субботним утром возле Музея кино куча народа. Люди сжимают в руках билеты на первый показ Мюнхенского международного фестиваля киношкол. Следует сказать, что киномания у здешней публики в крови. Именно в Мюнхене расположилась известнейшая германская киностудия «Бавария-фильм», где Альфред Хичкок снял свой первый фильм. Сейчас туда толпами ходят туристы. В большей степени — чтобы увидеть разрекламированное шоу каскадеров, которые в огне не горят, а падая с экстремальной высоты, остаются целыми и невредимыми.

Кинофестивали в столице Баварии проводят каждый сезон. Они органично вливаются в здешнюю культурную жизнь и не требуют дополнительной рекламы. Мюнхенцы привыкли, что уже много лет сюда привозят довольно приличные фильмы. И фестиваль киношкол — не исключение.

В общем альтернатива кинотеатрам едва ли существует, когда над городом садится солнце, последнего посетителя «выгоняют» из музея, а на двери магазинчиков вешают замки. Хотя нет —остаются еще уличные спектакли. Под торговым центром Heltage стоит с гитарой... Herr Heltage, как он сам себя называет. В его репертуаре все ваши любимые песни. Но будьте осторожны: заслушаетесь, зазеваетесь, подойдете ближе — и уже не сможете просто так уйти. Herr Heltage догоняет в два шага, разворачивает вас, держа за капюшон, и говорит прямо в глаза: «Кто уйдет с моего шоу не заплатив — скоро умрет!» И рука послушно лезет в карман, а в голове единственная мысль — «сидел бы лучше в кино...»

Мюнхен стоит того, чтобы по нему гулять. Желательно в будни, когда горожане торопятся на рабочие места, а ближайшее нашествие туристов «откладывается» до уикенда. Тогда город тихо и приветливо принимает путешественников. Утренний кофе у фрау Вебер особенно вкусен, владелице кофейни очень хочется поболтать с немногочисленными посетителями.

Ее сосед из антикварного магазина напротив раскладывает в витрине товар. Посеребренные ложки и вилки он выносит в коробках прямо на улицу. Если хорошо порыться, можно найти настоящую старинную ложку с вензелем или еще какие-то удивительные столовые приборы для не известных нам блюд. Продавец даже не выходит проверить, не прячете ли вы случайно какую-то находку в карман. Только когда слышит звонок на входных дверях, появляется из своего таинственного логова, заставленного картинами, кувшинами, оружием, предметами забытого и непонятного назначения, и добродушно спрашивает: «Нашли что-то особенное?» Такой Мюнхен чем-то напоминает большой поселок, где на улицах здороваются и легко завязывают разговор. И не нужно никакого информбюро: новые знакомые запросто посоветуют, на какую выставку зайти, что посмотреть в театре...

Один из обязательных маршрутов пролегает к трем картинным галереям, получившим греческое название «пинакотека». Они размещены одна напротив другой. И чтобы неспешно их обойти, придется потратить как минимум три дня. Поэтому сразу надо определиться, какая живопись привлекает больше всего. В Старой пинакотеке собрана замечательная коллекция картин мастеров от Средневековья до середины XVIII века. Новая пинакотека предлагает сосредоточиться на произведениях художников XIX — начала XX века. А почитателям современного искусства — прямая дорога к Модерновой пинакотеке.

Конечно, ничто не питает энергией так, как работы гениев. А в Старой пинакотеке — около 700 холстов, и хочется ничего не пропустить. Всего за один евро можно взять аудиогида, который будет водить вас по программным картинам. Правда, так вы рискуете не увидеть небольших картин «малых голландцев», висящих в боковых кабинетах галереи. А мне они, сознаюсь, больше по душе, чем пафосные и гигантские холсты Рубенса. Но каждый сам выбирает, как открывать для себя пинакотеку.

Аудиотур очень популярен среди немолодых туристов, которые здесь и там сидят в наушниках на раскладных табуретах и рассматривают картины Ремб­рандта, Рафаэля, Яна Брейгеля, Альбрехта Дюрера... За посетителями неутомимо наблюдают работники музея в черных костюмах. Им запрещено садиться и оставлять хотя бы один зал без надзора. В 1988 году один душевнобольной облил несколько картин Дюрера кислотой. Их пришлось долго реставрировать. И сейчас надзиратели ревностно, но и терпеливо указывают гостям музея на красные линии ограничения и не дают даже дышать на холсты.

В атмосфере пинакотеки есть какая-то молчаливая торжественность. Возможно, дело в длиннющих ступенях, ведущих в залы с картинами. Ступени тянутся под самую крышу и вызывают восторг и беспокойство одновременно. Даже у человека с хорошей физической подготовкой. А, может, причина в подчеркнутой аскетичности интерьеров: ничто не рассеивает внимание, нет старинной мебели, скульптур, графики — всего того, что так любят другие музеи. И вдруг ловишь себя на мысли: а ведь мудрые галеристы приложили максимум усилий, чтобы в музее вы остались с гением один на один. И эту важную связь может установить здесь каждый. Вот почему, покидая Старую пинакотеку в Мюнхене, чувствуешь себя переполненным впечатлениями. Этого не было со мной после Эрмитажа в Петербурге или Третьяковской галерее в Москве, где голова шла кругом от нагромождения картин, целыми «одеялами» укрывающих стены. Где туристы толпой бегают за экскурсоводом, топая, будто слоны.

...Как-то туманным утром, спустившись в незнакомый переход, мы замерли перед большой прозрачной дверью. За ней тянулся длинный черный коридор, где что-то светилось, шептало, манило. Приветливая женщина на входе помахала нам рукой, и мы отважились зайти внутрь. Оказалось, по соседству с метро, без лишнего пафоса, работает центр современного искусства. И длинный коридор в темный зал нужно пройти для того, чтобы забыть о внешнем мире и немного послушать себя. Дальше говорили художники.

На стены проектировались небольшие фильмы о жизни в окнах дома напротив, бесконечные дороги и просто человеческие исповеди о сложном поиске себя. Честный разговор в темном зале, без свидетелей. Вот наконец и современное искусство, близкое к жизни: когда художник способен остановить человека. Он все время спешит, догоняя очередной поезд метро, а тут раз — на знакомом маршруте — черный коридор за стеклянной дверью. Трудно пройти мимо такой интриги. По крайней мере тому, кто готов идти по этому коридору.

Мы тоже отказались от поездки в метро по запланированному маршруту. Ведь билет на выставку двойной. Он действует и в Lenbachhaus, художественном музее, который через дорогу. Дом Франца фон Ленбаха — памятник архитектуры ХІХ века — сам по себе заманчивый. Смотришь на экзотическую желтую виллу, и тянет зайти в двор, присесть на скамью, полюбоваться фонтанами перед центральными ступенями. Мюнхенцы очень гордятся галереей, ведь именно здесь хранится знаменитое собрание картин объединения экспрессионистов «Синий всадник». Его основали в 1911 году здесь, в Мюнхене, Василий Кандинский и Франц Марк. Художники стремились освободиться от закостеневших традиций академической живописи. Вскоре к ним присоединились Август Макке, Марианна Верёвкина, Алексей Явленский, Пауль Клее и другие. Художников объединял интерес к примитивному и средневековому искусству, а также к течениям их времени: кубизму и фовизму.

По залам рассыпались школьники. У каждого в руках карандаш и тест на несколько страниц. Они ходят от картины к картине, всматриваются, ищут какую-нибудь подсказку и быстро делают пометки на бумаге. Первый раз вижу, что детям не скучно в художественном музее. Наверное, немцы знают какие-то секреты интерактивного образования, всеобщей культуры и хорошего вкуса.

Как развлечься в Мюнхене в пятницу вечером, нужно продумать заранее. В это время десанты туристов отовсюду уже высадились в столице Баварии и оккупировали пивные, рестораны и караоке-бары. Центральные улицы переполнены вновь прибывшими. В театр билет не достать. Хотя в оперу можно попробовать. За 20 минут до спектакля можно купить счаст­ливые билеты по четыре евро, правда — на стоячие места. Для сравнения: билеты в партер для уважаемой публики стоят в сто раз дороже! Не имеет значения, что спектакль называется «Алиса в стране чудес». Все же время предрождественское.

Первые подозрения, что спектакль не детский, закрадываются, когда начинаешь понимать: сцена построена под углом 45 градусов. В ней прорезано семь дыр для выхода артистов. Ниже, перед сценой, в удивительных париках и длинных белых перчатках занимают свои места оперные певцы. Из оркестровой ямы кланяется зрителям знаменитый дирижер Кент Нагано. И вот в зале гаснет свет, а на черной сцене появляется Алиса, в белых чулках, балетной пачке и с большой... искусственной головой! Вид у актрисы ошеломляющий. Очевидно, в воображении гениального режиссера Ахима Фрейера именно так должна выглядеть девочка, которая полезла в нору за странным белым кроликом во фраке и с карманным часами, и попала в мир фантазии.

Маска Алисы, наверное, оборудована микрофоном, ведь свою партию она исполняет сама. Остальные актеры, появляющиеся из дыр в виде кролика, карт или других персонажей, оказываются каскадерами. Они летают по сцене на страховочных тросах и могут легко подниматься под самый потолок. И у Алисы голова идет кругом, она все не может догнать кролика, который подпрыгивает вверх, прячется в нору, пробегает по краешку сцены. Наконец, девочка находит бутылку с надписью «выпей меня». Волшебный напиток действует быстро: Алиса начинает расти прямо у нас на глазах. Кукольная голова возвышается над сценой, растерянно глядя на свои новые длиннющие ноги. Прощаясь с ногами, которых никогда не увидит, Алиса не сдерживает слез, и тогда из кукольных глаз на невидимом волоске сползают голубые тюлевые слезы. И растроганные зрители аплодируют...

Сознаюсь: впервые сидела в опере с открытым ртом все три часа. Это уже потом узнала, что «Алиса в стране чудес», написанная выдающимся южнокорейским композитором Унсук Чин, получила кучу призов и является гордостью Национальной баварской оперы. Поразило, что здесь совершенно не чувствуется влияние академического искусства. А это ведь не экспериментальный театральный фестиваль!.. В Киеве я давно уже не хожу в оперу. Каждый раз у меня портится настроение от того, что мы застряли в какой-то черной дыре, где нет идей или стремления сделать наконец что-то стоящее, что-то амбициозное...

И вот наступил день, которого боялась больше всего, — суббота. День, когда Мюнхен теряет свою уютную обворожительность и превращается в туристическую Мекку. В субботу коренные мюнхенцы стараются не показываться в пешеходной зоне. На главной коммерческой улице Kaufingerstrasse владельцы магазинов пристегивают товар к вешалкам. Улица наполняется всеми языками мира, и вскоре уже не различить китайскую или русскую речь — стоит гул, как на футбольном матче. Неподалеку открыли рождественский каток, и малыши, опираясь на игрушечных пингвинов, медленно скользят по кругу. Взрослые пьют пунш и едят сосиски с горчицей, которые продаются во всех палатках. Туристы садятся верхом на железного кабана при входе в Музей охотнического дела, чтобы сфотографироваться. Почему-то его нос считается счастливым — он затерт человеческими ладонями до блеска. Наверное, так выглядит предрождественское настроение. А нам почему-то хочется убежать подальше от этого праздника жизни.

В старом центре есть один тайник — на самой верхушке церкви Alter Peter. Вход на башню стоит один евро, и уже через 303 ступеньки город покорно лежит у вас под ногами. Отсюда видно все: реку Изар, музей BMW, олимпийский стадион и даже Альпийское предгорье. И становится обидно до слез, что всюду не успеть. Но Мюнхен способен избавить от любой печали.

Напротив церкви, на центральной площади города Marienplatz, тянется в небо готическими шпилями Новая городская ратуша. Ее башня — визитка Мюнхена. Там находятся знаменитые часы с боем, оснащенные 43 колоколами и 32 фигурками из меди. Фигурки дважды в день запускаются и показывают целый спектакль. На верхнем ярусе изображен рыцарский турнир 1568 года, устроенный по случаю свадьбы герцога Вильгельма V, ниже — фигурки кружат в танце бондарей, которые первыми вышли на улицу праздновать окончание чумы, поразившей город в 1515—1517 годах. Завершает действие петух на самой верхушке. Он изо всех сил машет крыльями и кукарекает в знак того, что все будет хорошо.

В поисках спокойного места наша компания сворачивает к Дому искусства. Выставку нам рекомендовали друзья с глазами величиной как теннисные шарики. Индийский художник Аниш Капур — настоящий маг: он переносит людей из реальной жизни в зазеркалье. Художник искривляет зеркала так, что, заглядывая вглубь, ты не узнаешь себя: тебя перевертывает, расплющивает, множит. Но все это далеко от развлечений в комнате смеха. Ноги не держат, и тебя затягивает в таинственный потусторонний мир. Но оставаться наедине с таким чудо-зеркалом не страшно. Это чрезвычайно приятно, когда взрослым ты способен проникнуть в сказку. Пускай взрослую, но вполне реальную.

Убегая еще дальше от шумного субботнего Мюнхена, мы дошли до реки Изар. Над ней перекинулись многочисленные мосты, кое-где ее укротили плотинами и бетонными берегами, а она все равно мчит вперед. Здесь очень красиво. Вокруг только немногочисленные мамы с детскими колясками и оробевшие утки, которые растерянно крякают, подхваченные течением. Очевидно, именно здесь, на берегу Изара, понимаешь, какой замечательный этот Мюнхен! Прекрасное, вполне уютное место для жизни и работы. Но тихо, никому об этом не говорите!

Дарья Аверченко
Рейтинг: 0 Голосов: 0 3292 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Интересные статьи

Крыши, водка и Раскольников

Власти города и многочисленные туристические компании предпринимают немалые усилия для того, чтобы сделать Петербург еще более привлекательным для зарубежных туристов. Однако, несмотря на это, их поток уменьшается с каждым годом. Причина — дороговизна и неважная ..
Брюссель, когда там жара

Июньский Брюссель встретил нас 40-градусной жарой. «Такое здесь бывает, но не часто, всего два-три раза в год», — утирая пот со лба, сказал Николя, хозяин недорогого по брюссельским меркам пансиона, где мы остановились. Внешность у Николя самая романтическая: ему ..
Будапешт: соперник Амстердама

Каждый найдет в Будапеште то, что захочет. Для одних – это город величественной архитектуры, для других – клубная столица Восточной Европы. Еще каких-то 135 лет назад не было никакого Будапешта, а было два города Буда и Пешт, два брата, мало друг на друга похожих. ..
Koszonom, Будапешт!

Совместить познавательный туризм с отдыхом на море — идеальный вариант отпуска летом. В качестве первого нами с подругой была выбрана Венгрия. Интерес к этой стране подогревался рассказами бывалых туристов о Будапеште, как об одном из красивейших городов Европы. Три ..
Париж для вас
Париж для вас

Париж без сомнения это город любви! Любой из нас мечтал увидеть Париж, побродить по улицам вместе с героями известного Дюма. Здесь сами названия мест Монмартр или собор Сакре-Кёр, или площадь Пигаль. Самый великолепный, конечно же, всем известный Лувр, а также Эйфелева башня и собор Нотр Дам,сады Тюильри и Люксембургский. Забронировать отель в Париже моете заранее, через Интернет.